«Студия МЕД-ДИЗАЙН»
www.designforhealth.ru
Существует одна всеобщая истина о больницах: чаще всего это тусклые, мрачные помещения, сконструированные отнюдь не для того, чтобы больные быстрее шли на поправку. Грубо отделанная мебель из дерева низкого качества. Флуоресцентные лампы с резким светом.
Шум, который может сравниться со стуком молотка. Окна, выходящие в бетонные джунгли. И конечно же антисептический запах, смешанный с запахом пищи.
Однако некоторые архитекторы и дизайнеры озабочены вопросом радикального изменения больниц, путем «очеловечивания» их дизайна. Данная концепция постепенно закрепляется в странах Европы и Соединенных Штатах.
Идея вполне очевидна: притягательное сооружение, умиротворенный госпиталь с мягким освещением, вдохновляющими видами из окон, изогнутыми коридорами, садами со множеством произведений искусства, где можно полностью расслабиться и успокоиться. Пациенты в таких больницах будут быстрей поправляться, медсестры остануться лояльными по отношению к своим работодателям, а врачи будут исполнять свои обязанности лучше.
«Окружающая среда больницы способствует лечению пациентов,» сказал Тони Монк, британский архитектор, специализирующийся на дизайне в области здравоохранения, а также недавно издавший книгу под названием «Строители больниц».
«Люди мысленно уязвимы, когда они входят в больницу,» говорит он, «и если они сбиты с толку ужасным, страшным, бетонным, неинтересным, плохим помещением в тусклых цветах, это заставляет их чувствовать еще хуже.»
Архитекторы проводят все новые и новые исследования с целью поиска поддержки своих проектов. К примеру, по их расчетам пациенты идут на поправку гораздо быстрее, если из окон им открывается вид на какой-нибудь прекрасный сад, нежели чем на бесчисленное количество автомобилей.
Важно отметить, что у таких больниц экономическая эффективность гораздо выше, чем у больниц старого образца, где акцентировалась функциональная сторона, а не ощущения. В центр по проектированию здоровья (калифорнийская организация, поддерживающая идею больниц, «способствующих выздоровлению») было подсчитано, что реализация подобных изменений добавила бы 12 млн долл. к общей стоимости проекта 240 млн долл., расчитанного на 300 чел.
Добавленная стоимость окупилась бы через год, и между прочим, распространение инфекции – существенная проблема во многих больницах — резко бы снизилось к тому времени.
Новые больницы также привлекли бы квалифицированных врачей и новых пациентов, толковых образованных медицинских работников.
Идея строительства подобных больниц, способствующих быстрому выздоровлению, прошлась волной по всей Европе. В Великобритании, где находятся одни из самых старых и мрачных больниц в Европе, в настоящее время строятся свыше 100 современных больниц, которые должны быть закончены к 2010 г. В процессе проектирования особое внимание уделяется дизайну. Такие больницы как Норфолк, Норвич в Англии, Гронингенская медицинская академия в Голландии и Рикшос-питалетский медицинский университет в Осло служат примером для других стран ЕС.
Университетская больница Осло переехала из старого квартала в самый центр города 4 года назад, в новое здание, построенное за 5,7 млрд. крон или 700 млн. долл. по обменному курсу 2000 г., включая затраты на оборудование. Правительство провело конкурс на лучший проект. Его победителем стала компания «Медплан», специализировавшаяся на оборудовании и средствах здравоохранения силами собственной компании в 1991 г.
«Это не аэрокосмические исследования,» заявил Сунэнд Прэзэд, британский архитектор, оказывающий содействие при правительственном осмотре проектов больниц. «Они только что сделали это, и сделали это гармоничным и мирным путем».
Поскольку больница присоединилась к Университету Осло, теперь и в южной Норвегии проводятся известные операции по пересадке сердца.
Снаружи больница вполне безобидна: она облицована золотым кирпичем, у входа находится небольшая башня, за которой открывается вид во внутренний дворик – широкая открытая местность, где расположились дремлющие пациенты. Это — внутренняя часть, получившая высокую похвалу.
«Я бы сказал, что это лучший пример больницы из всех существующих на сегодняшний день, который сочетает как артистические, социальные, так и терапевтические особенности в дизайне больницы», сказал г-н Монк, который разместил фото с этой больницей на обложке своей книги.
Больницы – это комплексы зданий, печально известные своими сооружениями. Архитекторам необходимо знать азы медицины, ее технологии и понимать требования и нужды пациентов, их родственников, а также персонала больницы. Арвид Оттар, один из главных архитекторов больницы, сказал, что он и его партнеры стараются проектировать больницы, руководствуясь одним во
просом: каким образом дизайн больницы может улучшить самочувствие пациентов и создать все необходимые условия для ее сотрудников?
«Давайте называть ее «человечная больница» — больница, построенная людьми для людей», говорит г-н Оттар. «Мы не знаем, что делает с нами окружающая обстановка, но очевидно то, что ее влияние очевидно. Может ли красивая картина помочь вам выздороветь? Я не знаю.
Но, если бы я жил в трущобе, она бы не заставила меня чувствовать себя лучше».
Здание больниц для небольшого селения, скажем, 585-коечной больницы, начинается с красивой главной дороги, которая делает небольшой изгиб, само здание с застекленной крышей и большим витражным окном от пола до самого потолка.
Красивые фонарные столбы с навесными растениями вдоль дороги, а главное, огромное количество произведений искусства – фонтаны, скульптуры, навесные текстильные изделия – служащие для ориентира в местности среди различных отделений больницы. На главной улице даже располагается пианино для пациентов и посетителей, чтобы они могли играть в любой момент, когда им этого захочется. Медицинский персонал может передвигаться на скутерах по территории больницы.
Мы хотели построить такое здание, где вы не могли бы заблудиться, желтые печати-следы помогут вам дойти до необходимого пункта назначения», говорит г-н Оттар.
Архитекторы настаивали на том, чтобы в помещении было много окон, из которых открывался вид на сады, на производящие неизгладимое впечатление фьорды и красивое старое здание, которое когда-то было психиатрической больницей. Даже в операционной есть окна, а окна пациентов выходят к садам.
Педиатрическое и родильное отделения располагаются в отдельных корпусах, имеют свои собственные входы, облицованные стеклянными стенами. Тут располагаются детские площадки, журчащий ручеек, лыжная трасса. В помещении есть игровая площадка ярких цветов и фонтан.
В отделении имеется своя школа, в каждой детской комнате кровать для родителей.
Больница сконструирована в горизонтальном виде, чтобы сократить время, которое обычно медперсонал тратит на ожидание лифта. Пациенты, лежащие на каталках, не видят резкий свет флуоресцентных ламп, а довольно приятный потолок с мягким освещением.
Со времени открытия больница удвоила число своих пациентов (250 000 в год), снизилось количество пустующих мест, уменьшилась текучесть кадров — говорит исполнительный директор Айдж Даниелсон. «Пациенты дали нам высокую оценку, выше, чем всем другим больницам. Мы не думали, что это произведёт такой сильный эффект».
«Студия МЕД-ДИЗАЙН»
www.designforhealth.ru