Плитка мозаика – история создания

Художественные произведения из кусочков камня и цветного стекла получили название мозаика. Происхождение термина не имеет достоверного определения. Есть версия, что своим появлением слово обязано одному из способов кладки пола или стен – opus musivum, другое толкование – «посвященная музам» (от латинского musivum).
Итак, мозаика – картина из кусочков камня и стекла. Фактически мозаичную картину можно создать из любого камня, наделенного схожими в обработке свойствами. Самыми применяемыми являются оникс, яшма и мрамор.

Со временем совершенствование выработки стекла позволило использовать в создании мозаичных панно смальту – прямоугольные кусочки очень плотного и непрозрачного стекла разного цвета (модули). Самые ранние образцы использования мозаики для украшения жилища относятся к IV тысячелетию до н.э.

Жители Месопотамии декорировали фасады домов сделанными из глины клиньями, цветные шляпки которых создавали эффект яркого бисерного узора. Такое оформление стен можно отнести к первым образцам мозаичного украшения в архитектуре.

Сохранилось мало материальных подтверждений присутствия мозаики в древних культурах Америки – большинство архитектурных памятников были уничтожены. Можно представить былое великолепие, если утраченные творения были так же прекрасны, как чудом уцелевшее мозаичное полотно из нефрита в мексиканском храме Луны.

Сохранившиеся произведения искусства древних мастеров, такие как маска ацтекского бога, представляющая собой украшенный мозаикой из бирюзы череп или мозаика из бирюзы двухголовой змеи ацтеков, подтверждают существование высокого мастерства в доколумбовой культуре Америки. Безупречность выполнения элементов мозаичного рисунка демонстрирует и оформление щита, сделанного ацтекскими мастерами: вся его поверхность покрыта орнаментом из бирюзы, насчитывающим 15 тысяч элементов. Раритеты хранится в нью-йоркском Музее Индейской Культуры.
Шумерская цивилизация тоже оставила нам материальное подтверждение высокой техники мозаичного украшения слоновой костью, ракушками и иными материалами. Наиболее известны мозаики из храмов, где изображены сюжеты на мифологические и военные темы.

Особого внимания заслуживает филигранной техники мозаика из захоронения в Уре: арфа, дека, которой украшена мозаичными фигурками животных. Особое положение в искусстве мозаичного оформления занимает майолика – узоры из фрагментированной керамики.

Глазурованные или с выдавленным рисунком, керамические модули широко применялись в создании мозаичного оформления архитектурных форм Португалии и Испании средних веков. Поливными кирпичами или майоликой украшались купола и стены величественных зданий Хорезма, Самарканда, Бухары и других городов Средней Азии.

Коран запрещает изображать людей и животных. Поэтому темой мозаичного украшения чаще всего служили сложные арабески.

Мозаичное оформление архитектурных форм в той или иной степени свойственно всем культурам и эпохам человечества. Но все же наиболее выдающимися образцами творчества мы обязаны мозаичному оформлению архитектурных шедевров Древней Греции, Древнего Рима и Византии.

Пристрастие к оформлению зданий мозаикой в этих великих государствах позволило мастерам создать неповторимые и вечные в своей красоте произведения. Две самые популярные техники получили названия в соответствии с местом их наибольшего применения: Флорентийская мозаика, в которой материалом служил камень и Римская мозаика – работы из смальты.
Флорентийские мастера использовали природную красоту рисунка камня для создания картин. Такой способ всемирно признан самым сложным. Тщательный подбор оттенков камня, идеальное соединение швов создают потрясающий колорит флорентийской мозаики.

К концу XVI столетия полностью сформировалась флорентийская техника выполнения картин и до наших дней в ней не наблюдается особых изменений. Материалом мозаики могли быть малахит, тигровый глаз, авантюрин, агат.

Применение разнообразных драгоценных и полудрагоценных камней было принято в оформлении мебельных фасадов, столешниц, дверей, каминов, шкатулок. Темой картин могли быть узоры из цветов, фигуры животных, людей, птиц, пейзажи и библейские сюжеты.

Римская мозаика Мастера поздней Римской империи использовали кубики смальты, и лишь изредка – мраморные. В основном украшался пол и стены зданий.

Сюжеты картин впечатляют своим разнообразием и сложностью: великолепные орнаменты, отображение исторических событий и мифологические сюжеты, изображения птиц и животных. Существует мозаичный портрет женщины и картина морского дна, поражающие своей реалистичностью.

Есть уникальные работы по оформлению колонн, фонтанов. Исторически известен даже факт украшения корабля.
Римская мозаика отличается от флорентийской не только материалом, использующимся в создании картин, но и некоторым отсутствием изящества из-за применения модулей большей величины. Римские мозаики в основном являлись инструментом создания атмосферы расслабленности и наслаждения в помещениях римской аристократии.

Византия внесла неоценимый вклад в развитие и распространение мозаичного искусства. Мозаики Византии из смальты и камня олицетворяют великую эпоху.

Отличительной чертой произведений в византийском стиле является использование золотого фона и обрамление контуром деталей картины. Темой мозаик были библейские сюжеты. Творения этого периода украшают монументальные храмовые сооружения.

Айа-София и Равенна, Мавзолей Галлы Плацидии в Равенне, Капелла Палатина в Палермо – мозаики этих сооружений можно назвать наиболее характерными образцами потрясающего мастерства византийских мозаистов.
В исполнении византийских мастеров мозаика стала более изящной. Это обусловлено применением модулей меньшего размера. Мастерами по изготовлению смальты активно развивалось и совершенствовалось массовое производство.

Создавались новые оттенки, улучшалось качество материала. Оформление смальтой стало более популярным, чем картины из натурального камня, благодаря относительно невысокой стоимости. Мозаика стала доступной и в украшении домов горожан.

Именно из Византии традиция создания картин из смальты распространилась на всю территорию Европы и влилась в культуры европейских стран.
Не простым было становление мозаичного искусства на Руси. Появившись во времена распространения христианства, мозаика не стала частью традиционного оформления зданий из-за высокой стоимости смальты: материал доставлялся купцами издалека и стоил неимоверно дорого.

Но привлекательность создания мозаичных картин не обошла стороной русских зодчих. Потрясающие по своей сложности и красоте, работы того периода можно увидеть в церкви Святой Софии в Киеве и Михайло-Златоверхненском монастыре.

Сложная политическая ситуация не создала благоприятных условий для развития русской мозаики в архитектуре того периода. Техники были утрачены во время монголо-татарского порабощения, и возродилось лишь в восемнадцатом веке.

Второе рождение мозаичное панно получило в советское время. Оформление мозаичными картинами станций метрополитена превратило их в музейные экспозиции.

Массовое применение декоративного оформления фасадов зданий потрясало своей масштабностью и при этом имело четко направленную советскую идеологию. В современной архитектуре просматривается явная тенденция к возвращению традиций мозаичного искусства.

Ведь мозаика не только создает уникальный  интерьер, но и наделена удивительной долговечностью. Тысячелетняя традиция оживает в наши дни. Об этом свидетельствует возродившийся спрос на мозаичное панно, как от частных лиц, так и от государственных структур. Остается надеяться, что современные мастера сохранят и преумножат хрупкую, изящную но, тем не менее, живу