Людям все приедается удивительно быстро. Еще недавно они расточали восторги по поводу современных отделочных материалов, а сегодня испытывают острую тоску по естественности, природности, первозданности…
Уже никому не надо доказывать преимущество настоящего дерева перед разного рода пленками и фанеровками. С мозаикой дело обстоит несколько сложнее.
Слова мозаичное панно и витраж многих смущают, вызывая в памяти образы дворцов, соборов и других величественных зданий, на ум сразу приходит Римская империя с ее настенной мозаикой, когда применялась смальта самых ярких цветов и позолота. Остатки этой пышной декорировки дошли до нас и позволяют различать неуклюжие изображения знаменитых римских атлетов.
Грубая упрощенная трактовка фигур и жесткие краски свидетельствуют о резком упадке художественного вкуса. Все говорило о том, что в истории Римского государства приоткрывалась одна из самых мрачных страниц, насыщенная политическими репрессиями, угрожавшая отодвинуть искусства на задний план и затормозить их развитие на долгие годы.
Как все-таки порой ограничен наш взгляд на вещи! Камень один из древнейших отделочных материалов, бесценный дар, врученный Природой первобытным строителям.
За тысячи лет до того, как были выстроены беломраморные дворцы, обустраивая свое жилье, человек призывал на помощь камень. И практически сразу открыл фантастическое разнообразие этого материала.
Тысячи форм, фактур, расцветок позволяли мастерам древности создавать из камня сложнейшие узоры, создавая мозаику, одаряя будущих жильцов неувядающей роскошью и великолепием интерьеров. Мозаика, стеклянная мозаика невероятно многолика.
В принципе, с точки зрения простого здравого смысла, рациональной организации труда и так далее, мозаика — это катастрофа. Невозможно понять, зачем делать изображение столь сложным образом.
Специально стараясь, не выдумаешь более неподходящего способа выражения живописного замысла, чем складывать его из отдельных камешков. Так что за этим стоит какая-то другая, мистическая логика. Ты проигрываешь все, но ты выигрываешь вечность.
Мозаика не подвержена воздействию времени. Она не выцветает. Она не изменяется. Она просто есть.
Мозаичист живет в других отношениях со временем. Делая мозаику тысячу лет назад, он творит сегодняшнее произведение, которое сияет просто нереальной новизной. Делая мозаику сегодня, он берет те же материалы, которые брались тысячу лет назад, и собирает из них картину.