Мозаика ровесница человечества

Мозаика создавалась человеком очень давно — тогда достаточно было красиво сложить отшлифованные природой камешки. Мастера уже делали в домах богатых греков и римлян красивые рисунки из разноцветной морской гальки и  мрамора.

Интересно, что ранее христианство, преградившее исторический путь многим античным видам искусства в случае с мозаикой, наоборот способствовало ее возрождению на новом витке. Интерьеры католических церквей того времени получились очень темными для росписей на стенах. А вот яркая мозаика смогла заставить духовные лики по настоящему показать свое великолепие.

Еще дальше пошли мастера византийских храмов. Составляя панно из прозрачной смальты, зодчие подкладывали под нее золотую фольгу. Те переливы света, которые рождал каждый отдельный элемент, завораживали прихожан мистической игрой солнечных лучей.

Зайдя в знаменитый храм Св. Марка в Венеции в этом можно убедиться и сейчас. Ренессанс стал переломным периодом для мозаичного искусства,  тогда появилось совершенно новое направление в этом деле.

Известная с древности римская мозаика набиралась из бесчисленного множества разноцветных, но практически одинаковых по форме элементов. В эпоху Возрождения мозаичные панно стали создавать, вырезая крупные куски камня по форме рисунка.

Так появилась флорентийская мозаика, лучшие примеры которой можно встретить в оформлении интерьеров величайших дворцов Европы. Интересно, что такие мозаичные картины оставили свой след не только в оформлении полов и стен, они также были интересны и другим мастерам.

Русская мозаика отличалась тем, что  подогнанные тончайшие пластинки уральских полудрагоценных камней благодаря сложнейшей работе на криволинейных поверхностях создавали ощущение монолитного объема. К развитию этого ремесла в России прямое отношение имел Михаил Васильевич Ломоносов.

Старинные мозаичные картины можно найти, пожалуй, во всех частях света. Это неудивительно, ведь мозаика не только красива. От наполняющего ее камня она позаимствовала небывалую долговечность.

Поэтому, память о творениях мастеров мозаичного искусства остается не просто на века, не сотрется она и через тысячелетия.

На новом витке возврат к традициям прошлого весьма характерен для нашего времени. Вот и мозаика после временного забвения снова выходит в авангард архитектурной моды. Этот случай можно назвать повторением истории на новом витке.

Мозаичные наборные картины, столь похожие на древние, создаются с использованием принципиально других технологий. Возьмем, например, обработку камня.

В рабовладельческом Риме трудоемкая операция по формированию кубических элементов мозаики не служила препятствием для создания шедевров — с помощью примитивных металлических клиньев и молотков камню естественно округлой формы с трудом, но придавали правильный геометрический облик. Зодчие XXI века чаще всего применяют для этой же цели совсем другую технику — распил каменных элементов на станке.

Готовые кубики должны пройти шлифовку в специальном устройстве. Только после этого на распиленных поверхностях появится цвет и текстура камня, весьма похожая на древнюю.

Интересен тот факт, что современные мастера мозаик копируют не древний облик мозаичных панно, а тот их вид, который достался нам спустя тысячелетия. Созданные в наше время каменные картины, как правило, специально «старятся» — так рождается облик античного изделия, как будто просуществовавшего многие столетия.

Нередко современные работы являются полноценными репликами известных мозаичных панно прошлого. Впрочем, возможны и противоположные варианты, не скрывающие свою молодость.

Популярность мозаики, как и всякая мода, вызвала ажиотаж, в данном случае, мозаичного производства. Нередко создание каменных панно, буквально поставлено на конвейер.

Обычные рабочие, не обладающие вкусом и талантом, без творческих терзаний вкладывают нужный элемент мозаики в соответствующую область картины. Так порождается множество идентичных и довольно примитивных работ. Есть ли у таких мозаик право на существование?

Конечно да, но роль их, проводя аналогию с живописью, сводится к напечатанным в типографии репродукциям Джоконды. К искусству подобные творения имеют весьма отдаленное отношение.

Как и полагается, настоящие произведения мозаичного искусства встречаются редко. В мире есть несколько мест, где и в наше время создаются уникальные шедевры. К радости российских патриотов, нужно сказать, что один из таких центров находится в Петербурге.

Трудно поверить, но в районе Черной Речки, в мастерских компании «Стрелец — Камины Петербурга» создаются произведения искусства, сравнимые, а в чем-то превосходящие мозаики Великой Античности.

Причина превосходства Петербургской мозаики кроится во многих слагаемых, но главным из них, скорей всего, является сам настрой на создание не просто продукции, а произведений искусства. Простой суммы из качественных материалов, квалификации мастеров и современного оборудования недостаточно — необходимым «компонентом успеха» является и вложенная в работу душа.

Причем, чтобы произведение искусства получилось, вдохновение должно охватить сразу нескольких человек. Понятно, что архитектор, разрабатывающий проект и художник, создающий мозаику должны чувствовать друг друга, однако их компаньоном в создании шедевра должен выступить и заказчик каменного панно.

Его задача — воспринять заказ как приобщение к высокому искусству. Положительный настрой и атмосфера доверия между этими тремя людьми действительно могут творить чудеса!

Иллюстрации лишь частично передают красоту петербургской мозаики. Переливы цвета, рельеф и мельчайшие детали рисунка все равно остаются за кадром. Хорошо различимо одно — мозаика XXI века, также как и ее предки оставит память о нашем времени в веках и тысячелетиях.


Опубликовано

в

от