Мистерия вещей
(таинства интерьера)
Наверное, не было такого период в многовековой истории человечества, когда люди обходились бы без дома. Дом человека – это не только крыша над головой, это место сосредоточения всей его жизни, имеющее над ним мистическую власть.
Не бывает большей трагедии, чем потеря дома, или его разрушение. И сейчас, через минувшие тысячелетия, пространство современного дома все так же пронизано мистической, оберегающей силой, выраженной и в архитектуре, и в предметах интерьера.
«Дом должен быть выражением наших самых далеко идущих мечтаний и стремлений, нашей жизненной отметкой высоты и подтверждением нашего места в мире». Такова философская концепция Юджина Цуи, одного из наиболее оригинальных архитекторов и дизайнеров XXI века.
Строго научным путем он пытается проникнуть в сердце природы, изучая взаимодействие ее структур, материалов и атомов, и создав на ее основе новое направление в дизайне и архитектуре, называемое «зооморфик». Тем не менее, его зооморфные архитектурные произведения не лишены таинственного мистического начала. Формы, напоминающие пластичную грацию естественных движений человеческого тела, закрученные, плавные линии, таинственное взаимодействие света, цвета и текстур создают подчас метафизические образы, кажущиеся живыми созданиями, которые дышат и движутся – настолько силен динамический импульс обтекаемых линий.
Архитектура Антонио Гауди похожа на фрагмент фантастического мира, словно выхваченного из детских снов и фантазий, и отраженного увеличительным стеклом. Непосредственность этих метафоричных образов порой вызывает улыбку: то там, то здесь неожиданно выглядывает бутылочное донце, ловящее луч солнца и отражающее свет.… Каждый сантиметр его строений живет загадочной жизнью, все бликует и переливается, перетекает из одного состояния в другое. Бетон, стекло керамика, золото, ткани, живопись, предметы искусства, дополняя друг друга и гармонируя между собой, создают особенный, гениальный и немного смешной стиль Гауди, когда-то перещеголявший «модерн», в котором он жил и творил.
Как в древности, так и сегодня, в эпоху высоких скоростей и цифровых технологий дерево остается одним из самых актуальных строительных и декоративных материалов. Люди никогда не переставали ценить эту живую материю с увлекательной игрой темных прожилок на светлом фоне, неизбежными сучками, кольцами и разводами, которые у каждого дерева так же индивидуальны, как линии судьбы на ладони человека.
И даже в суперсовременном доме с суровым минималистичным интерьерным дизайном дерево часто присутствует в качестве паркета или панелей из коры пробкового дуба на полу, предметов мебельной обстановки, элементов декора. Не уступает дереву в популярности древнейшая, животворная и жестокая стихия — огонь, единственный природный элемент, вызывающий одновременно противоположные чувства: благоговейный страх и восхищение, ощущение комфорта и опасности.
Огонь в современном интерьере – это, прежде всего, камины и системы вертикального пламени, такие, как «Циклон» от Heat&Glo, в которых закручивающиеся по типу торнадо языки пламени заключены в стеклянный цилиндр. Они используются и как отдельно стоящая конструкция, и как настенное украшение, насыщают пространство нервным, трепещущим светом, создают причудливую игру цветов и оттенков, до неузнаваемости меняя окружающую действительность.
Один из самых древних методов конструирования – гофрирование – с не меньшей легкостью может преобразить любое пространство интерсферы. Современные технологии позволяют спроецировать этот процесс практически на все материалы.
Увлечение, с каким дизайнеры работают над складчатыми предметами интерьера – от винных бокалов Aura и светильников Le Kint до шезлонга Moroso и кресел Lukum (дизайнер Патрисия Уркиола) можно объяснить стремлением сделать фактуру простых вещей непостижимой, ведь всякое складывание плоского куска материи выявляет ее внутренние свойства, извлекая третье измерение из двухмерной формы. Еще одна грань бесконечных дизайнерских мистификаций – вещи-трансформеры, напоминающие удивительное создание Разы Барадинскине, которое могло быть и стулом, и журнальным столиком, и японским татами, а также вещи-обманки, впервые появившиеся в XVIII – XIX вв.
В отличие от своих предшественников, современные вещи – обманки не пытаются сымитировать оригинал. Смысл их существования – как раз в моменте отгадывания и опознавания, что скрывается под вполне обычной на первый взгляд внешностью предмета. Пепельница Fornasetti в виде нотной тетради или торта, диван De Sede, похожий на огромную боксерскую перчатку, выключатели Гедиминаса Стоскиса, напоминающие крупные серебряные капли, в состоянии придать интерьеру налет невинного волшебства, противостоящего надоевшей обыденности.
Поистине вечный предмет, в котором изначально заложена таинственность, значение которого невозможно отрицать в любом интерьерном пространстве – зеркало, «душа женщины», как говорится в одной японской легенде. Дизайнерские возможности зеркала, действительно, безграничны: с помощью зеркал можно воплотить любую, даже самую невероятную фантазию.
Помимо своего функционального назначения, зеркало способно визуально увеличить пространство и сделать его светлее (чем больше площадь зеркального полотна, тем более светлым и просторным становится помещение); с помощью зеркала и расположенных рядом с ним светильников можно создать интересные эффекты локального освещения, сделать его исключительным и создать атмосферу интимности. Поражают и запоминаются навсегда интерьеры, в которых присутствует многоуровневый зеркальный потолок, «зеркальный зал», в котором большие зеркала сочетаются с фактурой и цветом самих стен, зеркало с эффектом прозрачности, когда сквозь него просматривается стена. Каким бы ни было зеркало — бесцветным, зеленым, серым, голубым, бронзовым или золотым – оно всегда будет магическим символом и таинственным оберегом, отображающим многогранность человеческой натуры и воображения.
В пространстве современного дома по-прежнему живут старинные орнаментальные узоры, издавна несущие огромную смысловую нагрузку. Согласно давнему поверью, заложенные в восточный орнамент древнейшие символы и знаки защищают дом от злых духов.
Ковры с персидскими орнаментальными мотивами, черно-красно-зеленая самаркандская вышивка, парчовые драпировки, зрительно расширяющие пространство за счет бликов, блеска и игры света, изобильное разнообразие цветовых оттенков, каждый из которых имеет особенное магическое значение, делают интерсферу ослепительно прекрасной и невероятно комфортной, обволакивающей своих обитателей мягким и пряным покровом. И если узорчатый текстиль наполняет интерьер мистической восточной роскошью, то уникальная этническая аксессорика — индонезийские деревянные маски и статуэтки ручной работы из махагона, тика и гвареи, панно с изображениями египетских богов, оружие племени Маори позволяют прикоснуться к истокам древности, создают торжественно-ритуальную атмосферу культового действа, загадочную и завораживающую.
Притягательное интерьерное пространство в доме Марианжелы Калисти (историк искусств, дизайнер) превращено в целую череду маленьких гостиных. Вместо привычных стен – струящиеся вышитые индийские ткани, домотканый берберский полог, переходы от состаренного деревянного пола к мозаичной плитке.
Зыбкое пламя многочисленных свечей переливается на полированных шкатулках из Бирмы, отражается в витражах медного каирского фонаря и лаковых поверхностей китайских сундуков, тонет в черном бархате большого дивана. Такой трепещущий диалог вещей полностью преображает общепринятые представления об одушевленности и материи. Иногда настолько, что пространство дома кажется живым.
Само понятие и явление дома противоречит бешеному темпу современности. Каким бы внешне ни был дом, он живет своей особенной, ни с чем не идентифицирующейся жизнью, говорит на своем тайном языке предметов, и кажется порой воплощением вечности.