Бог – в деталях

                                       

      Традиция украшать своё жилище цветами, возникшая еще в древности, сохранилась и в XXI веке.   Растения в современном доме — не просто уголок природы, не только флористические скульптуры и композиции из искусственных цветов, а полноправный элемент интерьера, встречающийся в мебельном, текстильном, архитектурном дизайне всех стилей и направлений, от утонченного японского минимализма до ностальгических подражаний готике или викторианской эпохе, от кантри и изобилия этнических интерьеров до аскетичной скандинавской простоты.

      Например, интерьер дома в стиле модерн предполагает следующий  орнаментальный мотив:  цветы  лилии, ириса,  мака, лотоса, выполненные в особом  болотном, листопадном, песочном колорите. Стиль  «поэзии Серебряного века» затмевает орнаментальный декор ар нуво: в ар нуво все элементы интерьера, связанные в единое целое пластичными изгибами, кажутся  естественными, а не сделанными человеком.

В  расцветках интерьера в стиле ар нуво преобладают цвета, которые существуют в природе, и рисунки  – геометрические фигуры, формирующие природные образы. Особое предпочтение отдается кругу. «Символ солнца» можно встретить в дизайне интерьера в стиле ар нуво намного чаще, чем другие фигуры; он чередуется с причудливыми переплетением растительных узоров и изгибами женских фигур с распущенными струящимися волосами.

     Этнический интерьер  — это царство цветов, орнаментальных веток, экзотических растений, бамбуковых панелей и жалюзи, плетеных из ротанга и тростника кроватей, стульев и ковров, словом, гротескные дизайнерские джунгли, более чем непривычные среднестатистическому европейцу. Чтобы не шокировать пришедших гостей импульсивным ритмом, к примеру, афродизайна, достаточно красочного экзотического акцента, который оживит картину интерьера, и придаст ей оригинальное «звучание».

Таким акцентом могут быть напольные марокканские светильники, обтянутые кожей, расписанной натуральными красками: экстрактом граната или раствором мимозы, или испано-мавританские сундуки из ливанского кедра и эбенового дерева, обтянутые верблюжьей или кожей буйвола, инкрустированные подкрашенной хной костью, со вставками из латуни и меди. Совсем по-иному будет «звучать» пышно декорированная индийская мебель с ажурной резьбой,   интарсией из черного дерева, заставляющей играть его фактуру,  с «бомбейской мозаикой», фантастическими арабесками, с эффектами sgraffito.

       Пряную азиатскую нотку можно создать с помощью восточного ковра, вышитого вручную, с узором из тончайших стеблей, огибающих крупные цветочные розетки и лиственные кольца, дополненные изображением виноградной лозы.

     Сочетание некрашеной деревянной мебели с искусно сплетенными вставками из растительных волокон и современных отделочных материалов придаст интерьеру налет эклектичности, свойственной колониальному стилю. Интересно смотрится двойной тюль, в котором слои соединяет в определенных местах цветочная вышивка из шерстяных ниток или соломы. Подчеркнуть колониальный интерьер можно с помощью тропических растений, размещенных в емкостях из терракоты.

          Аристократичный золотой растительный орнамент в дизайне «викторианских» интерьеров оплетает бордовый картинный багет, тяжелые драпировки из плюша, тисненые обои на стенах, золоченые оконные карнизы. Листья винограда, плюща, клевера, трилистники присутствуют также в  заостренных, суровых линиях готической лепнины, инкрустациях массивной мебели из темного дерева, благородных гобеленах, коврах классического европейского дизайна.

       По-другому, нежно, ненавязчиво и просто цветы одухотворяют интерьер в японском стиле. Прямоугольные формы, четкая графика элементов интерьера подчеркиваются картинами с изображениями цветущих деревьев, выполненными в японской технике «клуазоне», причудливыми спиралями сухих флористических коллажей, изящными икебанами, воссоздающими из цветов кусочек японского пейзажа, и живыми  ветками сакуры в изысканных вазах.

        Живописной и во всех смыслах необыкновенной композиционной деталью минималистичного интерьера может стать портативная китайская ширма-экран «инби», декорированная пластическими рельефными изображениями цветов, выполненных из керамики, и покрытых яркой глазурью. Декор «инби», как правило, затейлив и самобытен: сквозная ажурная резьба, богатая орнаментация, символические  растительные изображения,  стилизованные иероглифические надписи минского и цинского периодов. «Инби»  обычно устанавливается перед входом в комнату, и создает иллюзию камерной обстановки, как бы закрывая  жилое пространство от постороннего взгляда. Логичным дополнением экзотического вкрапления станет лежащий на полу китайский ковер из шерсти, шелка или хлопка, сложное и яркое, похожее на  пэчворк полотно с букетами пышных цветов нежных оттенков.

          Утонченный цветочный орнамент прокрался даже в авангардный текстильный дизайн в стиле Ульфа Морица (Ulf Moritz). Текстиль из самых неожиданных материалов (лен и полиэстер, шерсть и металл, конский волос, целлофан, бумага) прозрачен, легок, почти нематериален, и создает впечатление скорее сверкающих драгоценностей, чем декоративной ткани. Экстравагантность ахроматической гаммы подчеркивается сияющим крупным схематичным цветочным рисунком.

       Известный архитектор Мис ван дер Роэ когда-то сказал: «Бог – в деталях». Можно кропотливо создавать безупречный интерьер, но всего один неудачно выбранный элемент декора способен уничтожить всю выверенную эстетику пространства.

Однако этого не случится с изделиями из натуральных материалов, с классическими орнаментальными мотивами, с красотой природных фактур. Они всегда будут совершать артистичные пространственные игры, лавировать разнообразными стилями, придавая интерьеру необходимую завершенность.


Опубликовано

в

от