Витражи как элемент декора различных помещений стали активно применять еще в эпоху Средневековья, когда было принято использовать масштабные витражные полотна для украшения церквей и соборов. В настоящее время изготовление витражей — одно из популярных направлений интерьерного дизайна. Витражное дело продолжает развиваться, появляются все новые техники изготовления витражей.
Самая распространенная техника – классическая, применявшаяся при изготовлении витражей еще в средние века. Кусочки стекла скрепляются между собой металлическим протяжками из свинца, меди или латуни.
Места стыков спаиваются, происходит диффузия стекла и оправы (стекло и оправа становятся единым целым). Такие витражи можно встретить в общественных местах, так как он подходит для заполнения больших пространств. Если в эпоху Средневековья материалом для оправы служил свинец, то сейчас используется латунь: как металл, она тверже и менее подвержена деформации, чем свинец, особенно, если витраж большого размера или для его изготовления используется толстое стекло.
Во второй половине 19 века началось изготовление витражей по технологии «Тиффани»: каждый из фрагментов заворачивается в медную фольгу, потом они раскладываются в соответствии с эскизом витража и спаиваются между собой, причем места спаек получаются крайне незаметными, в отличие от классического скрепления фрагментов с помощью металлической протяжки. Данная техника изготовления витража к тому же дает возможность использовать хоть какие угодно мелкие стекла. Кроме того, техника «Тиффани» позволяет изготавливать не только плоские, но и объемные витражи, например, абажуры для лампы (собственно говоря, этим успешно пользовался американский художник и дизайнер Луис Комфорт Тиффани — создатель одноименной техники).
Сравнительно недавно, в 90-е гг. 20 века, появилась еще одна технология – «фьюзинг» (изготовление витражей путем спекания стекла в печи без применения металлических соединений).
Рисунок из цветных фрагментов выкладывается на отдельном листе стекла, а затем все спекаются в печи при температуре 800 °C. Таким образом, кусочки стекла, сплавляясь друг с другом, соединяются между собой.
Использование фьюзинга значительно расширяет возможности изготовления витражей, в частности позволяет сделать витраж многослойным, создать рельеф, придать витражу объемность или, наоборот, сделать его совсем плоским. Впервые технология фьюзинга была применена в Германии, откуда потом и получила свое распространение в мире.
В 19 веке в России в результате дороговизны настоящих витражей, привозимых из Европы, появились имитации витража – стекло, раскрашенное разноцветными красками. Этот способ изготовления «витражей», или транспарантная живопись, сегодня — полноценная технология в витражном деле. Транспарантная живопись осуществляется темперными или масляными красками по стеклу, обычно по матовому, чтобы краски не скатывались.
Самостоятельной технологией изготовления витражей можно считать нацвет – толстое бесцветное стекло спаивается с тонким цветным, а затем при помощи гравировки наносится узор, напоминающий кружева.
В настоящее время сам термин «витраж» имеет много значений. Под витражом понимают не только мозаику из цветных стекол, скрепленных определенным способом, но и специальным образом обработанное стекло. Существуют несколько способов декоративной обработки стекол, вот основные:
- Пескоструйный способ – нанесение рисунков, как правило, на бесцветное стекло с использованием трафарета и специального аппарата. На обрабатываемый участок под давлением наносится какой-либо абразив (например, кварцевый песок), что придает стеклу шероховатость, матовость или рельефность.
- Гравирование – нанесение изображений на поверхность стекла с помощью медных и абразивных дисков.
- Цветное протравливание – техника обработки стекла с использованием плавиковой кислоты, способной вступать в реакцию с диоксидом кремния – основным компонентом стекла. Травление стекла позволяет получить рельефные рисунки любой сложности и глубины.
- Узор «Мороз» – заранее обработанная пескоструйным методом поверхность стекла равномерно покрывается желатином или столярным клеем, который по мере высыхания уменьшается в размере, что влечет за собой выдирание микроскопических пластинок стекла, и в результате получается имитация морозных узоров на окне.