История ковроткачества
Самый древний ковер На Востоке дом начинается там, где расстелен ковер. Даже если вокруг выжженная пустыня или суровые горы и вездесущая пыль висит зыбким облаком над мертвыми песками, даже если тяжелое, расплавленное солнце, как свинец, заливает мир, полный верблюжьих колючек, даже если вместо стен – лишь тонкая ткань шатра. Ковер – это оазис: пышные сады, растрепанные головки переспелых роз, по-змеиному изящные ветви диковинных кустарников, пестрые птицы в кронах деревьев».
Когда появился ковер – точно не знает никто. Дата его возникновения скрывается где-то в глубине веков. Однако, по сведениям ученых и историков, искусство ковроткачества началось более чем две с половиной тысячи лет назад.
Самый древний из дошедших до нас ковров был соткан предположительно более двух тысяч лет назад! Плотное шерстяное ворсовое полотно с изображением оленей, грифов и коней было найдено во время раскопок царского могильного кургана в 1949 году.
Тому, что ковер так великолепно сохранился, он обязан особым климатическим условиям – в захоронение проникали вода и воздух, в результате ковер замерз и избежал гниения. Эта находка свидетельствует об уникальном факте: спустя столетия классическая техника ручного плетения ковров не претерпела никаких изменений! Сегодня этот шедевр веков украшает коллекцию Эрмитажа.
Да, именно «шедевр веков», ведь ковроткачество – древнейшее искусство, которое своими корнями уходит на Древний Восток.
Как же все начиналось? Среди ученых бытует мнение, что изначально ковер выполнял исключительно практические функции: восточные кочевники придумали ткать теплые полотна, чтобы иметь возможность быстро создать дом.
Тогдашние ковровые изделия служили для защиты жилища от ветра и песка, позволяли быстро разгородить помещение. Лучше ковра и придумать ничего было нельзя: легкий, теплый, компактно сворачиваемый – он очень удобен при перевозке.
Трансформация же сугубо практического полотна в произведение искусства началось позднее, когда кочевники начали вести оседлый образ жизни. Постепенно человек начал отходить от примитивной философии «тепло и сухо» — ему захотелось, чтобы было еще и красиво, изысканно, а главное – ни как у всех.
И, одной из первых цивилизаций, поднявшей ковроткачество на высочайший художественный уровень стала Персия. Ковры иранского (персидского) происхождения являются одними из самых ярких произведений декоративно-прикладного искусства.
И так уж сложилось исторически, что именно Персия стала основным центром коврового производства. Впрочем, слово «производство» здесь можно применить довольно условно, ведь речь идет о персидских коврах.
Никаких шаблонов и серийности – только уникальные произведения и 100 процентная ручная работа. Персидский ковер – как венецианское стекло, брюссельское кружево, кубинская сигара. Это эталон, это совершенство.
История захотела подарить славу ковровой державы Персии. Древняя легенда сохранила для нас рассказ об одном из первых шедевров персидского ковроткачества – «Весеннем ковре» царя Хосрова I, сплетенном в VI веке в честь победы персов над римлянами и завоевания Аравийского полуострова.
Рисунок ковра представлял собой великолепное изображение цветущего сада почти в натуральную величину. Расшитый драгоценными камнями, затканный золотыми и серебряными нитями, ковер был поистине гигантским: 122 метра в длину, 30 метров в ширину. Весил он несколько тонн.
Говорят, Хосров I любил в одиночестве гулять по «дорожкам» этого «сада». В 641 году Персию захватили арабы, и «Весенний ковер» бесследно исчез.
Для Востока ковер – это и мебель, и обои, и знак достатка. Уровень благосостояния человека на Древнем Востоке определяли по качеству имеющихся в его доме ковров.
И жалко смотрелась та семья, которая не могла устелить полы своего дома достойными коврами. В богатом доме всегда должно быть много ковров, причем самого высокого качества. Эксклюзивные персидские ковры органично вписываются в любой интерьер.
Все изделия абсолютно неповторимы по орнаменту, цвету, философии, наконец, не говоря уже о размерах. Движение, душа, вечность – вот вам и ковер! Каждое произведение имеет свое название, свою историю изготовления.
Ведь каждый ковер творили руки мастера-ткача, зачастую ни один год. Нитки в таких коврах окрашены исключительно натуральными красителями, получаемыми на основе древесины различных пород, травы и овощей.
Что касается орнаментальных мотивов и сюжетов ковровых изделий из Ирана, то история их происхождения такова: в конце доисламского периода на коврах присутствовали стилизованные изображения животных и человеческих фигур. После арабского же вторжения в оформлении некоторых ковров появляются стихи из Корана, в огромном количестве производятся молитвенные коврики.
Ковры захлестнул мир орнаментальной геометрии. Золотым веком персидского ковроткачества стала эпоха Сефевидов. Новой столицей Персии в XV веке стал город Исфахан.
Здесь в 1499 году была создана первая царская ковровая мастерская. Религиозный запрет на изображение животных и птиц был снят, производство ковров превратилось в один из основных источников дохода казны. Сегодня в коврах нашли отражение не только антикварные мотивы, но барокко, ампир, рококо, классицизм, модерн и современные стили стали появляться на поверхности ковра.
О персидских коврах можно сказать, что они – «говорящие». Их язык – узелки и краски. Их рисунок никогда не бывает случайным – за выбором и расположением определенных элементов узора стоят вековые традиции исламской культуры и искусства, талант и замысел мастера. В каждом орнаменте зашифрован определенный смысл.
В угловатых ромбовидных цветах и листьях с зазубренными краями, в тонкой ювелирной вязи, в мозаичном узоре можно прочесть суры Корана, пословицы, легенды, пожелания будущему владельцу.
С середины XVI века Персия снабжала коврами многие королевские дворы и аристократические дома Европы. Одна только Франция тратила на закупку персидских ковров столько средств, что это стало существенно подрывать ее экономику. Генрих IV даже основал собственное ковровое производство, чтобы хоть как-то остановить отток денег из французской казны в Азию.
На коллекционировании персидских ковров были помешаны французский король Людовик XIV и польский – Сигизмунд. А в конце XIX века ажиотаж стал массовым. За персидскими коврами снаряжались торговые экспедиции.
Одно лишь упоминание о персидском происхождении обеспечивало любому ковру успех в Европе.
Ковры из Ирана востребованы и по сей день. Экспорт ковров – на втором месте после нефти. Каждый пятый житель страны зарабатывает себе на жизнь, производя или продавая ковры.
Стоит отметить, что персидские ковры никогда не были просто роскошным аксессуаром интерьера – это своего рода представление людей о блаженстве духа, рае, красоте, где заключена вся созидательная мудрость Востока.