Cвой дом — то уникальное место на земле, где человек чувствует себя уверенно и спокойно, где ощущает себя полноправным хозяином. Отсюда отсчитывает он все свои перемещения во времени и пространстве, сюда возвращается после трудового дня, здесь ждет его семейный очаг, здесь он растит и воспитывает детей.
Строя дом для себя и своей семьи, человек не только решает чисто технические задачи закладывает фундамент, возводит стены, сооружает крышу, но всегда, вольно или невольно, формирует особую среду, создает своеобразный, присущий лишь ему мир — мир, в котором, как в зеркале, отражаются его характер, вкусы, привычки, жизненные устремления, основополагающие моральные ценности. Само понятие «дом» имеет значительно более широкий смысл, нежели просто укрытие от непогоды.
Это не только крыша над головой, не только «жилая ячейка», но и некий символ социального положения и общекультурного уровня живущего в нем человека, как бы «лицо» хозяина. Не зря социологи называют жилище «второй одеждой» — как и одежда, дом может многое рассказать о своем владельце.
Удобный, теплый, уютный и красивый усадебный дом, где в едином комплексе, в едином и целостном архитектурном организме гармонично сочетаются жилые и хозяйственные помещения, нужен и современному крестьянину-фермеру, ведущему собственное хозяйство, и пенсионеру, находящемуся на заслуженном отдыхе, и городскому жителю, решившему поселиться в недальнем пригороде потребуется не только ремонт пола. Может использоваться усадебный дом и как загородная дача — место проведения летнего отпуска и отдыха в конце недели.
Дом-усадьба, исторически и генетически тесно связанный с народным жилищем и унаследовавший от него важнейшие принципы и закономерности организации пространства для жизни и деятельности человека в природной среде, оставаясь в целом традиционным, вместе с тем стал ныне как никогда более современным. Ведь именно усадебный дом способен предоставить своим обитателям высокий уровень бытового и психологического комфорта, обеспечить гармоничное развитие всех жизненных процессов, создать необходимые удобства для ведения хозяйства. Именно он может полноценно и органично связать человека с окружающей природой, с ландшафтом, с землей, чего так недостает нам сегодня.
И эволюция человека, и развитие целого народа теснейшим образом связаны с той природной основой, с тем реальным географическим пространством, где этот народ существует, где протекает его жизнь. Материальная и духовная культура народа, развивающаяся в какой-то определенной естественной среде, неизбежно несет на себе явственный отпечаток ее влияния.
Очень хорошо и точно сказал академик Дмитрий Сергеевич Лихачев: «Страна — это единство народа, природы и культуры». И архитектуре жилища здесь принадлежит далеко не последнее место — именно в ней наиболее зримо проявляется связь человека со своей землей, с природой, с Родиной.
Мы же еще часто забываем о художественной, культурной, духовной стороне жилой архитектуры, об эстетических аспектах формирования усадебного дома. Как правило, на практике довольно подробно решаются планировочные задачи организации жилища, учитываются напольные покрытия и разнообразные утилитарные требования, вопросы технологии и экономики строительства, культурный же «пласт» зачастую остается почти нетронутым. В усадебной архитектуре непозволительно долго довлели экономизм и утилитаризм в отношении к жилому дому, к среде обитания человека, к окружающей его естественной природе, к национальному культурному наследию, воплощенному в народных традициях.
В наш «компьютерный» век все мы привыкли больше доверять выводам современной науки и практики, чем многолетнему опыту предшествовавших поколений. Но ныне все чаще и чаще самые серьезные научные исследования убедительно подтверждают то, что было интуитивно найдено коллективным народным разумом, что хранится в памяти народа.
Думается, стоит внимательно присмотреться к бесценному богатству, сконцентрированному в народных традициях, чтобы не открывать заново уже открытого однажды. Ибо уже сегодня мы ощущаем необходимость «остановиться, оглянуться» с тем, чтобы увидеть, вспомнить, рассмотреть и понять, как же решались нашими предками важнейшие для самого существования «человека разумного» проблемы связи с окружающим миром, с естественной природой.
Прозорливо заметил В. Г. Белинский: «Мы вопрошаем и допрашиваем прошедшее, чтобы оно объяснило нам настоящее и намекнуло нам о наше