Авангард характеризуется экспериментальным подходом к художественному творчеству, выходящим за рамки классической эстетики, с использованием оригинальных, новаторских средств выражения, подчёркнутым символизмом художественных образов. Ампир Ампир (начало XIX века) — потомок классицизма, парадный, торжественный, военно-триумфальный стиль, подражающий шику и роскоши Римской империи.
В дизайне интерьера используется богатый декор с мотивами военной эмблематики. Формы массивны и упрощены, подчеркнута монументальность. Ампир приобрел популярность, в основном, во Франции, но и там продержался недолго.
Вскоре его заменит гораздо более «теплый» стиль, совместивший в себе все удобства и достоинства прошлых стилей — Эклектика . Английский стиль Cтены обычно окрашиваются в ослепительно-желтый, ярко красный или мягкий кремовый тона. Деревянные полы застилают толстыми и уютными шерстяными коврами.
Непременный атрибут английской гостиной — мягкий шерстяной плед с клетчатым узором и скамеечка для ног. Жилье украшает тяжелая, но при этом изящная полированная мебель. В Англии розы цветут не только в парках, но и на гардинах, мебельной обивке.
Сочетание тканей в интерьере английских гостиных кажется немного хаотичным, но при этом строгая клетка прекрасно смотрится рядом с романтичным цветным узором. Античность Под античностью понимают архитектуру древней Греции и Рима.
Древнегреческая архитектура, возникшая на островах Эгейского моря, была настолько гармоничной и целостной, что впоследствии воспринималась более поздними стилями (Ренессанс, Классицизм, Неоклассицизм) как первоисточник, как некий эталон для подражания. Арт-деко Представляет собой синтез модерна и неоклассицизма.
Отличительные черты — строгая закономерность, этнические геометрические узоры, роскошь, шик, дорогие, современные материалы (слоновая кость, крокодиловая кожа, алюминий, редкие породы дерева, серебро). Африканский стиль Используют достаточно яркую теплую цветовую гамму, напоминающую жаркую пустыню и саванну, и оживлённый декор.
Одно из главных достоинств интерьера этого стиля – это абсолютно экологические и натуральные материалы, такие как, кожа, дерево, бамбук, керамика, ротанг. В Африканском интерьере пользуется популярность Черное дерево, которое обладает целебной и магической силой.
Также в интерьере присущий разнообразный декор: деревянные вазы, украшенные бамбуковыми палочками и блюда для фруктов, экзотические скульптуры, ритуальные маски, стилизованные фонарики, картины в стиле наивного искусства, льняные салфетки и занавесками с вышитыми фигурками жирафов и тигров, подносы и сувениры из африканского камня, берберскую керамику. Барокко Этот стиль очень трудно перепутать с каким-либо еще.
Он, подобно готике, стал воплощением своей эпохи. Барокко впервые в истории искусства соединил два понятия — стиля и образа жизни. Чувственно-телесная радость бытия, трагические конфликты составляют основу прекрасного и источник вдохновения стиля.
В дизайне интерьера Барокко стремится к величию, пышности, пространственному размаху. Изменчивость, причудливая игра образов в интерьерах этого стиля была сравнима со сложностью настроения морской раковины-барокко, в честь которой он был назван.
Готика Cтиль архитектуры зародившийся во Франции, отличается своей изысканностью. В нем важны не столько применяемые цвета и материалы, сколько их сочетаемость и стилевое единство с обстановкой дома, гармония старинных предметов с современными.
Картины в красивых окладах, зеркала в позолоченных рамах, ковры и гобелены, отделанные тканями стены, красиво драпирующиеся гардины. Окна во французских домах, кстати, идут от пола и всегда имеют маленькие балкончики. Готический стиль (2 пол. XII-XV вв.).
Стиль сложного психологического состояния, он стал воплощением всего периода Средних веков в понимании современного человека. Готика — в основном архитектурный стиль, но и в дизайне интерьера ему свойственны очень существенные отличия от других стилей, свое собственное и ни с чем не сравнимое «лицо»: огромные окна, многоцветные витражи, световые эффекты.
Гигантские ажурные башни, подчеркнутая вертикальность всех конструктивных элементов. Динамика и экспрессия форм поздней, «пламенеющей», готики. ДЕ стиль Собственно, само правление Директории было кратким: с 1795 по 1799 год.
Однако стиль, который успел сложиться в эти четыре с небольшим года, не просто оставил свой след в истории, а даже сумел оказать влияние на многие последующие стили. Неоклассицизм никуда, конечно, не исчез и оставался ведущим направлением, но форма его была уже иная, нежели во времена Людовика XVI.
Сдержанное «старорежимное» изящество постепенно уступило место более строгому и даже суровому стилю, впрочем, не лишённому элегантности. Формы мебели становятся ещё более прямыми и конструктивными, подчиняясь законам античной архитектуры.
Верх спинок кресел иногда слегка отгибается назад или, напротив, внутрь. Подлокотник становится практически прямоугольным. Спереди ножки остаются прежними, суженными книзу, а сзади принимают саблевидный изгиб.
Спинки стульев часто украшает сквозная ажурная резьба. Помимо красного дерева используют лимонное, а также окрашенный в белые, серые или зелёные тона бук. Часто встречается инкрустация лимонным и эбеновым деревом.
Украшения из бронзы выглядят как сама скромность. Греция и Рим продолжают владеть умами мебельщиков, «поставляя» им всё новые мотивы для орнамента.
Это пальметты, обрамлённые ромбом ромашки (при Людовике XVI они были заключены в квадрат), коринфские и ионические капители, кариатиды, вазы, звёзды. Это животные: крылатые химеры, лебеди, львы. В качестве деталей мастера любят использовать звериные морды и лапы.
Праздные фавны, беспечные вакханки и полевые цветочки исчезают; их место занимают нимфы, протягивающие пальмовую ветвь или венок, крылатые гении и фортуны. От революции стилю досталась другая, воинственная символика: это скрещённые пики, топоры, кокарды, скрижали закона, ветви дуба, галльский петух и военные трофеи.
Все перечисленные мотивы часто заключаются в ромб, овал или шестиугольник. Кантри Кантри — стиль, со множеством лиц: в зависимости от страны, чей колорит он воспроизводит, могут меняться практически все декоративные элементы в оформлении интерьера.
Основной и неизменной чертой Кантри является светлый, всячески приближенный к деревенскому дизайн. В мебели и отделке помещений используются исключительно натуральные материалы: дерево, камень и т. д. Стилю также свойственно обилие текстиля во всех вариациях: текстиль на окнах, мягкой мебели, в виде украшений на стенах.
Китайский Обустройство жилища китайцев сильно отличается по стилю от других народов Востока. В этом сыграли свою роль размеренный уклад жизни и философское отношение ко всему происходящему. Плюс ко всему, китайцы любят и приветствуют яркие цвета.
Любимый их цвет — красный, цвет силы и энергии. В Китае красный наиболее часто используется в сочетании с черным цветом. В китайском интерьере отсутствуют острые углы, громоздкая мебель. Широко используется бамбук.
Мебель декорируется сложной техникой многослойной лакировки. Черная лаковая мебель — “классика” китайского мебельного производства. Для украшения очень часто применяют резьбу по черному лаку, а также золочение отдельных деталей мебели.
Причем в настоящее время китайские мастера уж очень сильно стараются золотить все подряд, а также покрывать любую свою мебель толстым слоем лака. Китч Основное внимание уделяется экстравагантности внешнего облика, крикливости его элементов.
Особое распространение получил в различных формах стандартизованного бытового украшения. Как элемент массовой культуры — точка максимального отхода от элементарных эстетических ценностей и одновременно — одно из наиболее агрессивных проявлений тенденций примитивизации и опошления в популярном искусстве.
Отличительная черта — несочетаемость цветов и предметов интерьера. Классический стиль XVII — начала XIX в., обратившийся к античному наследию как к норме и идеальному образцу.
Классицизму свойственны ясные геометрические формы, сдержанный декор и дорогие, качественные материалы (натуральное дерево, камень, шелк и др.). Чаще всего встречаются украшения скульптурами и лепниной.
Архитекторы той эпохи находили такой подход, который удивительно гармонично связывал античные формы с мягкостью русской природы и одновременно с устремлениями Русской культуры. Роскошь предыдущих стилей Барокко и Рококо приобрела в интерьерах Классицизма монументальный и величественный характер.
Легкомысленный стиль жизни королевского двора сменили спокойствие и утонченность, заимствованные у прекрасного прошлого Эллады. К началу XIX века в литературе, скульптуре и живописи Классицизм исчерпал себя.
В светских кругах деятелей искусства на стиль обрушилась резкая критика, провозгласившая: «Классицизм умер от холода собственных стремлений к идеальности». В дизайне интерьеров же, наоборот, богатство и величие, свойственные Классицизму, приумножились до перегруженности.
Художественное наследие Греции сменилось наследием Рима, на фоне ярких событий Французской Революции. Воплотивший все эти настроения новый стиль, носил название Ампир (ремонт квартир фото).
Конструктивизм В дизайне интерьера стилю характерны продуманные функциональные решения и строгое следование их требованиям, компактные объемы с четко выявленным каркасом, техническая ясность форм. Отсутствие лепного декора.
Широко используются встроенные ниши, подсветки. Мебель отличается мобильностью и функциональностью. Лофт Лофт-стиль — сравнительно новое дизайнерское решение, которое родилось в ходе городских программ возрождения — в процессе превращения старых кирпичных складов, фабрик и школ в многочисленные жилища без внутренних перегородок, зато с обилием воздуха. «Loft» в переводе «чердак» Отправная точка в будущий интерьер гостинной в стиле лофт — это соседство современной фактуры, например, стекла и стали, с имеющимся в наличии или спасенным материалом — восстановленными досками пола или голой кирпичной стеной.
Лофт — исключительно индивидуальный стиль. Минимализм Поводом к появлению термина послужило искусство геометрического абстрактивизма: мастеров группы Де Стиль Т. Ван Дусбурга и П. Мондриана, художников объединений «Абстракция-Созидание», «Золотое сечение», «Круг и квадрат».
Символом минимализма является «Черный квадрат» К. Малевича (1915), как его назвал сам художник — «нагая икона нашего времени». Это произведение в формальном отношении можно расценить как след от трехмерной структуры – куба на плоскости, т. е. как минимализм формы.
Подобная минимализа-ция неизбежно ведет к абстрактности, к отвлечению от художественного содержания изображения, сводит формообразование к эстетической конструкции — гармонизации простейших элементов. Минимализм в изобразительном искусстве означает отход от образного мышления (базирующегося на взаимодействии абстрактного и конкретного) в сторону оформительской деятельности.
В 1960-х гг. тенденции минимализма отчетливо проявились в дизайне и оформлении жилого интерьера. На смену «стилю Макарта», своеобразной пародии на Неоклассицизм с тяжелыми плюшевыми занавесями и золоченым багетом картинных рам, пришел минимализм «оборудования интерьера» — гладкие плоскости стен, стекло, пластик.
В 1960-1970-х гг. , главным образом в США, получило развитие течение постмодернизма — минимализм (англ, minimal art), другие названия: «первичные структуры» (англ, primary structures), или «серийное искусство». Произведения минималистов напоминают возврат к супрематизму К. Малевича, но отличны отсутствием претензий на «конструирование мира», вселенские масштабы миростроения; их многозначительность абсурдна и, скорее, демонстрирует бессмысленность конструктивизма: пустые ящики, жестяные конструкции, цилиндры, конусы, решетки, чистые планшеты и пустые рамы.
Теоретики минимализма К. Андре, С. Левит, Д. Флейвин, Р. Моррис именуют подобные инсталляции «чистым гештальтом, конструкцией сознания, воплощенной в материале». Согласно этой теории, геометрические формы, существующие априорно в сознании человека, должны быть материализованы.
Став объектами восприятия в пространстве, движении, они утрачивают незыблемость, демонстрируют призрачность априорных форм, их несоответствие действительному чувственному восприятию. Идея, бесспорно, находящаяся вне содержания и смысла изобразительного искусства.
Модерн Cтиль конца XIX — начало XX в., ввел в дизайн интерьера принципиально новые декоративные элементы, отдавая им предпочтение перед конструктивными. В Германии и Австрии называли юнгендстилем, во Франции — ар нуво, в Англии и России — модерн, в Италии — либерти.
Модерн стоял на заре новой эры ХХ века, и потому, просто обязан был стать неповторимым и великолепным. Создатели этого стиля, независимо от видов искусства, вносили в него все лучшие достижения прошлого и самые изысканные и утонченные идеи своего времени.
В дизайне интерьеров внимание уделялось стилизованному растительному узору, гибким текучим формам. Стиль, наиболее популярный в современном дизайне интерьеров. Ренессанс (стиль Возрождения) (XV-XVI вв.).
Новый стиль, названный современниками стилем Возрождения, привнес в искусство и культуру средневековой Европы новый дух свободы и веры в безграничные возможности человека. Впервые за полторы тысячи лет человек снова стал творцом красоты и свободным странником, желающим увидеть и ощутить окружающий его мир, он снова готов к открытиям и смелым решениям.
Новая эстетика отразилась и на дизайне интерьера: теперь ему характерны большие помещения со скругленными арками, отделка резным деревом, самоценность и относительная независимость каждой отдельной детали, из которых набирается целое. Рококо (середина XVIII века).
Основными принципами стиля в искусстве были уход от жизни в мир фантазии, игры, мифических сюжетов и эротических ситуаций. Господствует грациозный, прихотливый орнаментальный ритм. Интерьеры изящны, декоративны, легки.
Декоративное искусство рококо принадлежит к высшим достижениям искусства XVIII века по изысканности, красоте асимметричных композиций, по духу интимности, комфорта и личному удобству. Фен-шуй Цель фэн-шуй: поиск благоприятных потоков энергии ци и попытка их использования на благо человека.
У разных людей ци отличается качеством и количеством. Ее можно привлечь и накопить разными способами, нo простого увеличения энергии человеку недостаточно, oн дoлжeн жить в гармонии c энергией своего окружения.
Человек, живущий в тaкoй гармонии, ощущает взаимодействие своей внутренней энергии c энергией природы, согласованное их перетекание, некую своеобразную подпитку oт окружающей eгo обстановки. Такое гармоничное взаимодействие и означает оптимальную и комфортную обстановку дома, то, насколько хорош фэн-шуй данного места.
Французский стиль Основными стилистическими акцентами для современного французского интерьера являются роскошь и шик. Во Франции XVII — XVIII вв. присутствовал «культ богатства» и именно этот исторический факт стал отправной точкой для данного стиля.
Основным принципом работы с цветом должно стать некое «перетекание цвета». Это когда используют цвета близких оттенков или родственные цвета. Фьюжн В начале ХХI века в жилом интерьере господствует фьюжн — стилевой микс.
В моде винтаж, вещицы под ретро, восточные, средиземноморские мотивы, но одно обязательное условие: декор должен отражать вкус и индивидуальность хозяев. В соответствии с тенденциями современного оформления дома или квартиры восточные аксессуары можно и нужно органично и грамотно вписать в европейский классический интерьер.
Оригинальные дополнения способны создать более яркую атмосферу, чем дорогостоящая мебель. Повальное увлечение брендами в Европе идет на спад. Хай-тек Хай-тек по-прежнему остается одним из актуальных стилей в дизайне жилых и общественных интерьеров.
Этот стиль, оформившийся в последней трети XX в., возник из дизайна промышленных помещений, где все элементы обстановки подчиняются функциональному назначению. Конструкционная открытость, включение в визуальный ряд труб, арматуры, воздуховодов, сложное структурирование пространства, излюбленные материалы: металл, стекло, бетон – все это характерные черты стиля хай-тек.
Элементы индустриальной эстетики перешли в жилое помещение, где получили дальнейшее развитие. Практически полное отсутствие декора здесь компенсируется «работой фактуры»: игрой света на стекле, блеском хромированных и металлических поверхностей, рисунком натуральной древесины.
К этому могут добавляться открытый кирпич и разнообразные современные синтетические материалы. Эклектика Это смешение, соединение разных стилей, идей и взглядов, основанное на их искусственном соединении.
Этностиль Это совокупность цветов, предметов декора, мебели, материалов, характерных для культуры той или иной страны. Японский минимализм Японский стиль отличается безупречными цветовыми сочетаниями и лаконичными формами. Это минималистско-декоративный стиль, в котором ничто не перегружает внимание, пространство структурировано спокойно и внятно.