Хрустальный свет

Стразы… От этого слова веет модой, гламуром, шиком. Стразами украшают нижнее бельё, электрические розетки, короны всевозможных “Мисс”. Люстры, разумеется, тоже украшают.

Зайдёшь в салон света, и непременно продавец подведёт вас к роскошной классической люстре с висюльками, и с придыханием провозгласит, указывая на искрящиеся подвески: Страаассс! Сваровски!!! Настоящий хрусталь… Не подделка, не Китай какой-нибудь!

И тут невольно вспоминаешь, что слово Страсс (Страз, Штрасс) стало широко известно, обозначая именно подделку.

В 1758 ювелир и химик Штрас (Georges Frederic Strass, 1701-1773) получил стекло с высоким (более 50 %) содержанием свинца и использовал его в производстве имитирующих бриллианты камней. Хотя первая успешная попытка производства “особого вида стекла, напоминающего хрусталь” была предпринята Георгом Равенскрофтом в ещё 1677 г. (он и добавил оксиды свинца в стекло, добиваясь большей прозрачности), именно сходство изделий Штраса с драгоценными камнями сбивало с толку непросвещенных обывателей, что давало мошенникам возможность неплохо зарабатывать на бижутерии.

Вскоре ненастоящие бриллианты (а также почти-изумруды, псевдо-топазы и квази-аметисты) стали называть стразами. Получение качественного свинцового хрусталя (в современной классификации оптических стёкол – тяжёлого флинта), а так же огранка стразов стали отдельным направлением ювелирного искусства. Но в памяти народной слово страз долго ещё ассоциировалось с мистификацией, мошенничеством. 
Прежде чем вернуться в настоящее время, в мир украшенных блестящими искрами джинсов и сверкающих многокаскадных люстр Faustig, рассмотрим ещё одну игривую неискренность блеска подвесок из хрусталя. Горный хрусталь… Хрусталь. Хрусталь Сваровски, хрусталь Асфур… Оптическое стекло, тяжёлый флинт… А никто и не говорил, что свинцовый хрусталь, наследие Штраса, и хрусталь горный – это одно и тоже! 
Название горный хрусталь ввел в употребление древнегреческий ученый Теофраст. Происходит оно от греческого кристаллос – лед. Древние мастера-ювелиры линзами из хрусталя расплавляли металл.

Народы Тибета применяли хрустальные шары (как концентрирующие бактерицидный ультрафиолет линзы) при лечении ран. Из хрусталя вырезались чаши, и кубки – и именно из них в древнегреческих мифах боги, герои и цари вволю вкушали древнегреческое вино. В зной египетские фараоны прикладывали ладони к гладким и холодным шарам из ледовитого камня – для охлаждения царственных рук.

И разумеется, волшебный лёд использовался в амулетах и украшениях. И используется по сию пору, несмотря на то, что ещё в XVII веке знаменитый английский физик Роберт Бойль окончательно и четко определил горный хрусталь как минерал, а современная наука прозаично называет его двуокисью кремния.

И уже в XVIII веке дорогой розовый вид горного хрусталя – аметист – хитроумно подменялся стеклом, изготовленным по технологии Штраса, с добавлением окиси кобальта. Чтобы не путаться, горный хрусталь и называют горным, в отличие от просто хрусталя – стекла с добавлением оксида свинца (в современном производстве хрусталя наряду с этим соединением также используют оксиды бария и цинка).

Итак, хрустальные подвески на люстре – они вовсе не из горного хрусталя (за исключением эксклюзивных моделей), так же, как и стразы на пряжке ремня – не всегда бриллианты. Но какая, в конце концов, разница, если красиво?

И висюльки на хрустальной люстре – это тоже не такая простая вещь, как пластиковые подвески люстры Каскад (в СССР считавшейся всенепременной принадлежностью гостиной или зала). Игра света, практичность, престиж – всё это зависит от трёх составляющих: материал, огранка, имя производителя.
Помимо упомянутого уже хрусталя, в светотехнической промышленности для изготовления подвесок и других рассеивающих элементов широко используются и другие оптические стёкла, с меньшим содержанием свинца и прочих добавок. ГОСТ 24315-80 гласит: если содержание свинца, бария или цинка составляет не менее 10%, продукция является хрустальным стеклом, малосвинцовый хрусталь содержит 18-24% оксида свинца, дорогой свинцовый хрусталь – 24-30%, элитный высокосвинцовый – более 30%.

Европейская классификация: Crystalline (кристалин) – 1-15% оксида свинца, Crystal (хрусталь) – 16-23%, Full Lead Crystal (свинцовый хрусталь) – 24-30%. Доргой европейский хрусталь: Crystal D’Arques (Франция), Riedel (Австрия), Spiegelau и Bauscher (Германия) с 24-процентным содержанием оксида свинца и 33-процентный Waterford (Ирландия). Swarovski STRASS используют хрусталь с содержанием окиси свинца не менее 32%.
Что дают эти добавки? Во-первых, вес. Хрусталь тяжелее стекла. Во-вторых – прочность.

В-третьих, разумеется, стоимость повышается с повышением процента добавок. Но самое главное – эти добавки дают неповторимую игру света на изделиях из хрусталя: от помпезной люстры до маленькой бусинки.

Сухо, по-научному, говорят о высокой дисперсии и достаточной для тонкой огранки прочности материала. А если отвлечься от люстр, если вспомнить древнегреческих героев, поднимающих кубки… Звон хрусталя – мелодичный и долгий – не спутаешь с глухим перестуком стеклянных стаканов.
Огранка и полировка придают изделию законченный вид, во многом определяя его стоимость. Чёткие грани, большое их количество и геометрическая точность радуют глаз игрой разноцветных бликов.

Качество поверхности определяет также удобство ухода – если мы говорим о люстрах, например, то пыль и мельчайшие водяные брызги не оседают на добротно обработанных кристаллах. Форма и цвет изделия тоже многое определяют.

Дизайн бус, подвесок и других элементов убора люстр следует за модой: если раньше были популярны подвески мягкой, обтекаемой и миндалевидной формы, то сегодня также популярны скошенные углы и ассиметричные композиции. Есть и традиционные формы, неизменно украшающие классические светильники: chaton (огранка, как у ювелирного камня), flatback (плоский бриллиант), капля, дубовый лист, соляной кристалл.
Назначение люстры вполне утилитарно, но издавна светильникам отводилась роль статусных принадлежностей интерьера. А где статус – там, зачастую, и роскошь. А где роскошь – там Имена.

Сваровски, Прециоза, Богемский хрусталь… Помните, в “Мимино” на суде выяснилось, что люстра, которую герой случайно стулом задел, была не богемская? Кроме известных производителей хрусталя, есть и известные фабрики света, использующие его в своих произведениях. И, хотя под маркой Swarovski также производятся светильники (в основном – встройка), на весь мир известны имена производителей люстр из хрусталя – такие, как Faustig, Schonbek. 
Кто-то ищет светильник роскошный и дорогой, отдавая предпочтение не столько изысканности форм, сколько количеству дорогого хрусталя, позолоте и пышности дизайна. Другие хотят найти соответствие интерьера жилища своему внутреннему миру, разыскивая люстру, выполненную по дизайну, подходящего именно им.

Третьи считают, что назначение интерьерного светильника – освещать жилую зону, и всякие там висюльки и кренделя лишь осложняют эту задачу. Но даже самые строгие, технологичные и аскетичные дизайнеры и производители – нет-нет, да и включат толику хрусталя в свои произведения. Ведь игра бликов на кристалле всегда радует глаз – и хрустальный свет делает мир дружелюбнее.
© LuxZ.ru При цитировании, полностью или частично, указание источника обязательно.


Опубликовано

в

от