Римская мозаика – искусство великой империи

Какие ассоциации возникают у современного жителя мегаполиса при слове «мозаика»? Обычно в первый момент люди вспоминают сам принцип составления картины целого из маленьких разрозненных кусочков, затем всплывают детские воспоминания о пластиковых гвоздиках, вставляемых в планшет с отверстиями, и, наконец, представляются величественные дворцы с полами и стенами, выложенными яркими
и вечными мозаичными картинами.
Мозаика, как техника украшения жилых и общественных зданий, стала символом достатка и художественного вкуса еще в Древнем мире. И оттуда же родились те самые образы таинственных и богатых дворцовых анфилад с игрой света и красок на мозаичных полотнах.

Вероятно, первые мозаики складывались почти случайно, когда остатками строительного камня засыпали улочки и дворы построек, и за счет вариаций красок и размеров получались хаотичные картины. С развитием культуры организации жилого пространства и совершенствованием технологий обработки камня постепенно сложилась и традиция выкладывания узоров из кусочков камня правильной и неправильной формы.
Первый «золотой век» мозаичного искусства – это эпоха Древнего Рима, когда военная мощь и экономическое могущество великой империи потребовали достойных художественных средств выражения и восхваления. Римские мозаики оказались не просто достойными, они на много веков пережили империю и внесли значительный вклад в современные представления о быте той эпохи, тем более, что сюжетами для мозаик становились как мифологические образы и персонажи, так и жанровые сцены гладиаторских боев, театральные истории, эпизоды охоты, домашнего быта.

Благодаря мозаикам известны не только этические и эстетические основы римского общества (составить представление об этих основах можно и из литературных источников), но и портреты исторических личностей, фасоны одежды, детали устройства колесниц и кораблей, внешний вид пород лошадей и собак, некоторые сведения об ареалах обитания диких животных. У римских мастеров мозаики существовала традиция подписывать основных действующих лиц в важных сценах, и зачастую именно по этим подписям получили свои современные названия памятники древнеримской архитектуры.
Долговечность римских мозаик обеспечил используемый материал – в основном кубики различных пород камня, хотя немаловажную роль сыграл и связующий материал, и техника прямого набора мозаик, когда художественное полотно собиралось прямо по месту, без дополнительных транспортировок. Монтаж мозаики, хотя и был достаточно трудоемким занятием, проходил достаточно быстро – древние мастера работали обычно с целой бригадой учеников и подмастерьев.

Пока мастер выкладывал основной художественный центр композиции или какие-то важные сюжеты, его помощники заполняли фон. В качестве фона обычно подбирали мрамор и камень белого цвета, и выкладывали его специальным рисунком из арок или дуг, который разбивал монотонность пространства, придавая всей мозаике естественность и непринужденность.
Развитие различных технологий в Древнем Риме среди прочих достижений раскрыло художественный потенциал стекла и стекольных изделий. Постепенно прозрачные и непрозрачные стекла стали использоваться и в мозаике.

К тому времени изменение политической и экономической ситуации сместило центры развития художественных искусств из Рима в Византию. Наступал второй «золотой век» мозаики, век смальты, эпоха огромных купольных мозаик на темы христианства.
Римские же мозаики оказались выносливее большинства дворцов и вилл, центром интерьеров которых когда-то являлись. Разрушение и разграбление отрядами пришельцев-варваров зачастую не вредило мозаикам, особенно напольным. Сначала они покрывались грязью, затем зарастали землей, и если крупные камни – остатки построек растаскивались местными жителями для своих нужд, мозаики оставались под наносным слоем в неприкосновенности.
Современные археологические работы в Италии, Турции, Тунисе регулярно приносят новые открытия римских мозаик, сохранивших великолепные картины на протяжении веков и тысячелетий. Огромные мозаичные композиции вызывают восхищение и даже благоговение перед мастерством замечательных художников великой империи, а также добавляют очередной штрих в восприятие мозаики как вечного и прекрасного искусства.
Надежда Ласточкина.


Опубликовано

в

от