Притяжение противоположностей

                        С глубокой древности народы общались между собой и обогащали друг друга гораздо больше, чем можем представить себе мы, современники космических полетов и Интернета.

                                                                                                                    Всеволод Овчинников

          Восток и Запад… Как часто можно услышать о постоянной нетерпимости, о взаимоисключающих свойствах двух мировоззрений.  Но существует ли подобное противопоставление на самом деле?

В этом можно усомниться, исследуя тенденции современного дизайна: во многих интерьерах присутствуют одновременно японские ширмы, расчетливо зонирующие пространство и тяжелые бархатные портьеры, скандинавские тона и восточный роскошный декор, классические панели из ценных сортов дерева и мозаичный пол в мавританском стиле. Два полярных принципа, сливаясь в интерьерном пространстве, образуют гармоничный тандем, дарующий миру бесконечное совершенство.

         Одно из самых значимых соединений духовной жизни Востока и Запада произошло в средневековом Магрибе и арабской Испании. Времена арабского завоевания и владычества в Южной Испании, и существование ее в качестве одной из провинций Дамасского халифата (XIII – XVI вв.) были порой расцвета на территории Европы  мавританского искусства в области архитектуры, керамики и многих других областей художественной культуры.

          Произведение архитектуры в тот период не мыслилось без богатого, обычно многоцветного орнаментального убора. Тончайший арабесковый узор покрывал каждую архитектурную деталь здания, каждый участок поверхности стены.

Разнообразные орнаменты, надписи, сталактитовые карнизы, арки, образуя динамичные, декоративно насыщенные композиции, свидетельствовали об изысканной роскоши. Интерьер той поры поражал тонкостью, изобилием и щедростью орнаментально-декоративного убора. Знаменитый дворец Альгамбра – наиболее яркое историческое воплощение особого утонченного великолепия, которое в XXI веке так гармонично объединилось с европейскими декоративными мотивами, лестницами-улитками и скуповатым, очень светлым пространством в Ksar-Char-Bagh, доме, спроектированном Патриком и Николь Виллер (Patrick Georges et Nicole Grandsire LeVillair).

        Высокого совершенства в то время достигло прикладное искусство – в ремесленных мастерских вырабатывались парча, драгоценные шелковые ткани, изделия из слоновой кости, фаянсовая посуда и великолепно украшенное оружие прекрасной закалки. Именно тогда арабские декоративные мотивы стали своеобразно и ярко сочетать с фрагментами европейского декора.

Замечательным элементом декорированной керамики тех лет стала люстровая роспись, переливающаяся всеми оттенками золота. Этот яркий художественный прием широко распространен и в настоящее время.

Восхитительный контраст звучных цветовых пятен и сияющего люстра – отличительная черта фарфора Lladro, который по праву можно назвать легендой мирового дизайна. Таковы параллели, связывающие века и эпохи, прошлое и будущее.

           Взаимодействие Запада и Востока многолико, и очень часто концепции, которые принято считать исконно западными, имеют тонкий восточный привкус. Например, современная эстетика минимализма очень близка старинному японскому  способу миросозерцания «ва?би-са?би» (яп. «скромная простота»).  «Ваби-саби» сложно объяснить с помощью западных понятий. Скорее, это личное ощущение одухотворенности предмета или пространства.

            Научиться «ваби-саби» можно только с помощью осознания трёх простых фактов: ничто не вечно, ничто не закончено и ничто не совершенно. Это размышление наполняет сердце чувством высокой меланхолии и светлого одиночества. Такова и концепция минимализма – простые линии, строгие формы, сдержанные цветовые сочетания рождают состояние хрупкой неприкосновенности и возвышающей аскезы.

           Отсутствие детализированных моментов, монохромная гамма, подчеркнутая пустота, пронизанная светом, ярко выраженная графичность минималистичных интерьеров – дань непреодолимой европейской тяге к японской культуре, отображенной в творческих приемах minimal art, стиле Веймарской школы «Баухауз» и сохраняющейся в современном постминимализме.* С другой стороны, элегантные коллекции малазийского дизайнера Джун Хо (Juin Ho) выдают современное восточное представление о европейском ар деко. Характерные черты этого стиля  – обтекаемые линии, шахматный контраст черного и белого, благородные фактуры: дерево и состаренная бронза наполнены утонченным восточным ощущением «очарования вещей», своеобразным видением прекрасного.

          Слияние Востока и Запада в дизайне порой приобретает совсем неожиданные формы, но при этом вещи из разных стран и эпох поразительно естественно сочетаются друг с другом и гармонично смотрятся в современной европейской проектировке, создавая абсолютно новые стили, для которых еще не придумали названий. Иногда в одном интерьерном пространстве уживаются этнический декор и индийские сари вместо занавесок, восточные ткани ручной работы и антикварные сундуки, и все это – на фоне бирюзовых, изумрудных, ярко-алых, цикламеновых, желтых и оранжевых стен, декорированных по принципу контраста в духе французского фовизма.

Порой консервативная роскошь респектабельного дома – сигарная комната – служит примером сочетания восточных и европейских традиций: мягкие кожаные диваны и дубовый стол дополняются марокканскими резными деревянными креслами и большими сундуками в мавританском стиле; довольно часто стены и пол вполне европейской ванной комнаты выполняются в традициях турецкого хаммама в технике тедлак.**  Низкая мебель от Кристофа Пийе (Christophe Pillet), сохраняя чистые и напряженные линии, характерные для дальневосточного дизайна, вместе с тем приобретает многовариантность форм и разнообразие отделки, к тому же, с западной практичностью совмещает несколько разных функций (например, длинный объемный диван одновременно исполняет роль низкого столика для гостиной). Китайские ширмы, лаковые шкатулки, интарсия на деревянных поверхностях, керамические сосуды для вина, иранские ковры с изысканными арабесками, бело-голубой фарфор, фонтаны и каскады – отображение восточного культа воды, нисколько не противоречат стеганой мебели Chesterfild из натуральной кожи, пышным викторианским розам, пледам в шотландскую клетку, массивным напольным часам.

          Взаимодействующее влияние двух фундаментальных мировоззрений образует изумительный вневременной фьюжн, по содержательности превосходящий броскую эклектику колониального стиля. Границы, которые в течение многих веков проводило человеческое воображение, постепенно размываются, как растворяющаяся в воде акварель. Вопреки устоявшемуся мнению, Восток и Запад ведут непрерывный и увлекательный диалог, основой для которого являются неподдельный интерес и взаимопонимание.

          Эстетические идеи Востока зачастую владеют умами европейских дизайнеров, рождая благотворные творческие порывы и, как результат – яркие, многогранные образы, так органично объединяющие обе цивилизации. Увлеченность Китаем  – ключевая составляющая дизайнерского мастерства Рэма Коолхааса (Rem Koolhaas) – знаменитого создателя Пекинского телецентра, посвятившего Поднебесной целую книгу.

Рыжеволосая англичанка Келли Хоппен (Kelly Hoppen) одно время упоминала о соприкосновении своей фантазии с философией дзен-буддизма. Ее теория цветовых соотношений «Великолепная нейтральность» (Perfect Neutrals), воплощенная в одноименных коллекциях – выразительное отображение буддийского стремления к миру и гармонии: «нейтральный колорит – это прекрасное противоядие от современного образа жизни…Он наполняет комнату тишиной – глубоким смыслом спокойствия…».

         Дизайнерам Востока, напротив не чужда актуальность и европейский практицизм. Они сосредоточены на новых вещах с непривычными функциями, на революционных методах проектирования, необычных материалах и формах.

Смысл их деятельности – придумывать бытовые предметы, опираясь на бессознательные ощущения. Их произведения понимаются интуитивно, но в то же время, каким-то мистическим образом отражают, как в зеркале, все достижения европейской культуры, и сочетаются с высокими технологиями и многофункциональностью.

Минималистичная мебель японки Йурико Такахаши (Yuriko Takahashi), напоминающая оригами из пластика, по степени цветовой насыщенности близка  колористическому видению В.Кандинского, а по способу моделирования –  авангардному искусству поп-арт. Светящиеся объекты, изобретенные корейским дизайнером Зину Парком (Zinoo Park), и продемонстрированные в соответствии с канонами contemporary art, свидетельствуют о восточной убежденности в нераздельном единстве человека и окружающих его вещей.

Дом на Востоке – это прообраз Неба; но, несмотря на это, зрелищная подача инсталляции весьма иронична, а цветовая гамма и минимализм светящихся ширм и сидений вызывают у зрителя странное ощущение абсолютной стерильности. И все же, можно с уверенность утверждать, что суховато-аналитическое западное восприятие мира постепенно смягчается восточным эмоционально-целостным видением бытия.

        Убеждение, что будущее в XXI веке – синтез западного и восточного начал в мировом масштабе, вовсе не случайно.  Современный дизайн Востока и Запада – это не пустое подражание, а преобразование эстетики в поиске человеческого единства.

      

———————————————————————————————————–

*Постминимализм — стиль в искусстве, развившийся в 1970-х, сохраняющий формальную простоту минимализма, но стремящийся к более широкому смысловому наполнению.

**Тедлак – штукатурка из цемента и песка. С помощью тщательной полировки этого покрытия достигается абсолютно ровная и гладкая поверхность.